четверг, 18 апреля 2024 г.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»г. Емвы

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

русского языка в 3 классе

по программе УМК «Школа России».

Тема урока  «Правописание слов  с разделительным твердым знаком (ъ)».

 

Составила

Мингалева Светлана Валерьяновна

учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год.

 

№ п/п

Параметр

Описание

1.                   

Учебный предмет, класс

В.П. Канакина. Учебник «Русский язык», 3 класс. УМК «Школа России»

2.      

Тема занятия/урока

Тип урока

«Правописание слов  с разделительным твердым знаком (ъ)».

Урок «открытия» новых знаний.

 

3.    

Цель и задачи урока

Цель урока: Сформировать умение  писать слова с разделительным твёрдым знаком.

Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Личностные УУД:

·         Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

·          умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

·         Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

·         Учиться ,совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

·         Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

4.    

Ожидаемый учебный результат

Предметные: 

·         Различать слова с разделительными  ъ и ь.

·         Находить  в тексте слова с разделительным  ъ, выделять в них приставки.

·          Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный  ъ.

Личностные:

·         умение анализировать свои действия и управлять ими.

·         развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

           овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

            учитывать выделенные  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве  с учителем.

       

Коммуникативные:

·         уметь ясно и четко излагать свое мнение,

·          участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.

             учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

Познавательные:

·         преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

·         выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, выполнение действий по алгоритму.

 

 

5.    

 

Термины и  понятия

Однокоренные слова,  корень слова, приставка слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.

 

 

6.    

Оборудование и материалы

1.Учебник «Русский язык. 3 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

2. Схема правописания разделительных знаков.

3. Распечатки текста для каждого ученика, карточки.

4. Рисунок Незнайки.

7.    

Методы и формы обучения

Парная, индивидуальная, фронтальная. Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка. Устный и письменный опрос.

8.    

Технологии

Технология проблемного диалога, технология деятельностного метода обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.      .Мотивация

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Положительный эмоциональный настрой  учеников.

 

 

 Зачитываю стихотворение.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

 

- Я вижу,  все готовы к уроку . Открываем тетради и записываем число и классная работа.

Обучающиеся слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают число, Классная работа.

Регулятивные:

-целеполагание

Личностные:

-самоопределение. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Минутка чистописания.

Цель: развивать навык письма.

Самопроверка (сличение с образцом)

Задаю вопросы:

-Какие буквы не имеют звуков?

-Напишите буквы ь и ъ. Подчеркните те, которые больше похожи на образец.

Отвечают.

Буква ь, буква ъ.

Записывают в тетрадь буквы ь, ъ.

 

Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:- умение анализировать свои действия и управлять ими.

 

3.Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

-Когда пишется разделительный мягкий знак?

На доске появляется схема:

  ё     е

ь         я

        ю

       и

Игра «В две колонны становись».

-Кто собирает слова с разделительным мягким знаком.?

-Кто желает собирать слова с мягким знаком, показателем мягкости согласного?

На доске: карточки со словами: пеньки, платье, варенье, карась, колосья, больной, прутья, лезть.

 

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, перед гласными: е,ё,и,ю,я.

 

 

 

 

 

К доске выходят два ученика, собирают карточки: в1 колонке – ь знак – показатель мягкости, во второй – разделительный ь.

 

 

Коллективная проверка.

 

 

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; построение логической цепи рассуждений;

 Регулятивные УУД:

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления,коррекция.

 

Коммуникативные УУД: использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства.

4. Постановка учебной проблемы.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки целей  урока.

 

Раздаю тексты с письмом Незнайки с ошибками на данные орфограммы. Текст письма:

                    Привет, друзя!

  Летом я отдыхал у бабушки. Седал всю кашу, вёл сёмку природы, ухаживал за улями  и покрасил коля забора.

 

 Подвожу детей к формулированию затруднения. Почему у них сразу не получилось найти и исправить все ошибки?  Каких знаний им не хватает?

 Помогаю детям сформулировать учебную задачу и тему урока.

 

 

 

-Какие задачи поставим перед собой?

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом письма (текст распечатан), пытаются найти ошибки.

 

 

Дети фиксируют количество найденных ошибок и формулируют затруднение, почему у всех получились разные ответы.

(Дети не знают правила правописания разделительного ъ знака.) Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

 

 

 

Ученики подходят к  постановке темы урока: правописание разделительного твёрдого знака.

 

 

Формулируют задачи  урока  с помощью опорных слов.

-Узнать, когда пишется разделительный твёрдый знак.

 -Научиться различать слова с разделительными ъ и ь.

- Оценивать свои учебные действия.

 

 

Регулятивные:  выделять и формулировать учебную цель,

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:

-анализировать текст с учётом задания;

Личностные:  развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, - участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы,             -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 

На доске: съёмка, съедал, объем.

Давайте исследуем,  когда пишется разделительный твёрдый знак по следующему алгоритму:

1.Прочитать слово.

2. Разобрать  по составу.

3. Определить, есть ли в слове приставка.

4. На какую букву оканчивается приставка.

5. С какой буквы начинается корень.

6. Сформулируйте правило.

 

 

 

 

 

 

Когда же пишется разделительный твёрдый знак?

На доске появляется схема:

            е

¬ ъ              я

        ю

 

ё

 

 

Запись в тетрадь.

 

Учащиеся исследуют слова, разбирают, обосновывают свои ответы, делают выводы.

Записывают слова.

 

Выполнение задания по алгоритму.

 

 

 

 

Учающиеся   самостоятельно формулируют  правило.

 

 

 

 

 

 

 

Разделительный Ъ знак пишется после  приставок на согласный и перед  гласными  е, ё, ю, я. 

Коммуникативные:  уметь четко и ясно излагать свои мысли, участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, построение

логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

учитывать выделенные  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве  с учителем,планирование.

 

 

6.Физминутка.

Цель: снять утомление

(ритмичная  музыка)

 

Дружно помогаем маме:

Мы бельё полощем сами.

1,2,3,4 –

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

1,2,3,4 – топаем ногами.

1,2,3,4 – хлопаем руками.

 

Выполняют движения, которые отражены  на экране в видеофизминутке.

 

Личностные УУД: формирование навыков  здорового образа жизни через включение в  досуговую  деятельность.

7.      Первичное закрепление.

Цель: установка осознанности ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат к проблемной ситуации.

1.      Спишите, вставив разделительный твёрдый знак.

Под?ход, под?езд, раз?ярённый, по?яснил, под?ём, об?учил, с?ехал.

 

Расскажите правило.

 

Работа в паре: продиктуй своему соседу.

 

1 вариант:

под елью, разъяснил, разъединить, бульон, разъярённый.

 

2 вариант:

взъерошенный, съедобный, почтальон, съёмка, варенье.

 

-Давайте вернемся к нашему исходному заданию - письму, исправим допущенные ошибки.

Рассуждают вслух цепочкой, запись слов.

 

Комментирование цепочкой.

 

 

Рассказывают правило.

 

Учащиеся  в паре диктуют по очереди друг другу, записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 Обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку. Взаимооценка.

 

Учащиеся, используя новое правило, объясняют написание слов с ъ, исправляют допущенные ошибки в тексте письма.

Регулятивные:            учитывать выделенные  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве  с учителем,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: уметь ясно и четко излагать свое мнение,

участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение структурировать знания, выполнение действий по алгоритму.

 

 

Предметные: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком; учить делать перенос слов с разделительным твёрдым знаком.

 

8 .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Включение в систему знаний и повторение.

Выдаю карточки:

 

1.      «Поставь на своё место».

 

-Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить  разделительные  ь и ъ, забыл. Коле надо помочь.

 

С.. езд                          ъ     ь

Счаст… е                     ъ      ь

Об…явление               ъ      ь

С…. ёмка                   ъ      ь

В…ётся                     ъ      ь

 

2.      Замени одним словом:

 

- Дорога, круто поднимающаяся вверх?

- Сообщить о чём-то?

-Приблизиться к чему- то на машине?

-Таким бывает воробей после драки?

-Вход в здание.

-Фигура плоская, а тело ….

 

 

 

 

 

 

Выполняем :

 упр.270 на стр.137 , упр.272.

 

 

Самостоятельно выполняют задания по вариантам в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подъем

 

Объявить

Подъехать

 

Взъерошенный

Подъезд

Объемное.

 

После выполнения берут карточку - самопроверку и проверяют выполнение своих заданий. Оценивают каждое задание.

 

Учащиеся выполняют упражнения по применению нового знания, повторение изученного ранее материала.

 

 

 

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

-самоопределение

Познавательные:

-выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью,

анализ, сравнение, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму.

 

 

10.Итог урока.

Словесные приемы самооценки.

  

 

 

-Какие задачи поставили перед собой в начале урока?                                                            -Как вы думаете, достигли их?

-Где можно применить новые знания?

 

Самооценка.

 Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке.

Анализируют итоги работы на уроке, высказывают своё мнение.

Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока.

 

 

 

Личностные результаты:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

 

 

Регулятивные: выделение и осознание  обучающимися  того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

 

12. Рефлексия.

Цель: формировать способность самооценки, оценивать результат учебной деятельности.

 

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) и с разделительным  мягким знаком (Ь), потому что……

2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как помог(ла) исправить ошибки Незнайки.

Выполнял(а) задания  ……(сам(а), с помощью одноклассника, учителя).

 

 Самоанализ.

Дети заканчивают предложения в заданиях.

 

 

 

 

 

 

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки; осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

 

 

11. Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания  обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Стр. 134, 136 правила выучить. упр.274 стр.136.

Записывают в дневник.

Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

 

 

 

 

 

 

Текст письма:

 

                                                        Привет, друзя!

  Летом я отдыхал у бабушки. Седал всю кашу, вёл сёмку природы, ухаживал за улями  и покрасил коля забора.

 

Алгоритм исследования:

 

1.Прочитаем слово.

2. Разобрать  по составу.

3. Определить, есть ли в слове приставка.

4. На какую букву оканчивается приставка.

5. С какой буквы начинается корень.

     6. Сформулируйте правило.

 

Задания на карточках для самостоятельной работы: (  самопроверка  по эталону)

1. «Поставь на своё место».

 

С.. езд                          ъ     ь

Счаст… е                     ъ      ь

Об…явление               ъ      ь

С…. ёмка                   ъ      ь

В…ётся                     ъ      ь

 

        2.«Замени одним словом»

 

- Дорога, круто поднимающаяся вверх.

- Сообщить о чём-то.

-Приблизиться к чему- то на машине.

-Таким бывает воробей после драки.

-Вход в здание.

-Фигура плоская, а тело ….

 

 

Задания на самоанализ:

Закончите предложения:

1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) и с разделительным  мягким знаком (Ь), потому что……

2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….

 

 Задание на самооценку.

 

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как помог(ла) исправить ошибки Незнайки.

Выполнял(а) задания  ……(сам(а),  с помощью одноклассника, с помощью  учителя).

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий