Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»г.
Емвы
русского языка в 3 классе
по программе УМК «Школа России».
Тема
урока «Правописание слов с разделительным
твердым знаком (ъ)».
Составила
Мингалева Светлана Валерьяновна
учитель начальных классов.
2022-2023 учебный год.
№ п/п |
Параметр |
Описание |
1.
|
Учебный
предмет, класс |
В.П.
Канакина. Учебник «Русский язык», 3 класс. УМК «Школа России» |
2.
|
Тема
занятия/урока Тип
урока |
«Правописание
слов с разделительным твердым знаком (ъ)». Урок
«открытия» новых знаний. |
3.
|
Цель
и задачи урока |
Цель урока: Сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым
знаком. Ввести правило написания слов с разделительным
твёрдым знаком. Научить использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности. Личностные УУД: ·
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях; ·
умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: ·
Самостоятельно
формулировать цели урока после предварительного обсуждения. ·
Учиться ,совместно с
учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные
УУД: ·
Добывать новые
знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). ·
Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и
группировать. Коммуникативные УУД: ·
Донести свою позицию
до других: оформлять свои
мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций. |
4.
|
Ожидаемый
учебный результат |
Предметные: · Различать слова с разделительными ъ и ь. · Находить в тексте слова с разделительным ъ, выделять в них приставки. · Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный ъ. Личностные: · умение анализировать свои действия и управлять ими. · развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления, волевая саморегуляция в
ситуации затруднения. учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: · уметь ясно и четко излагать свое мнение, · участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы. учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: · преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. · выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, выполнение действий по алгоритму. |
5.
|
Термины
и понятия |
Однокоренные
слова, корень слова, приставка слова.
Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания. |
6.
|
Оборудование
и материалы |
1.Учебник
«Русский язык. 3 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2.
Схема правописания разделительных знаков. 3.
Распечатки текста для каждого ученика, карточки. 4.
Рисунок Незнайки. |
7.
|
Методы
и формы обучения |
Парная,
индивидуальная, фронтальная. Самопроверка, самооценка, взаимопроверка,
взаимооценка. Устный и письменный опрос. |
8.
|
Технологии |
Технология
проблемного диалога, технология деятельностного метода обучения. |
Ход урока
Этапы
урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование
УУД |
1.
.Мотивация Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Положительный эмоциональный настрой учеников. |
Зачитываю
стихотворение. На
уроке будь старательным Будь
спокойным и внимательным. Всё
пиши, не отставая, Слушай,
не перебивая. Говорите
четко, внятно, Чтобы
было все понятно. Если
друг стал отвечать, Не
спеши перебивать. - Я вижу, все готовы к уроку .
Открываем тетради и записываем число и классная работа. |
Обучающиеся
слушают Записывают число, Классная работа. |
Регулятивные: -целеполагание Личностные: -самоопределение. Коммуникативные: - планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Минутка чистописания. Цель: развивать
навык письма. Самопроверка (сличение с образцом) |
Задаю
вопросы: -Какие буквы не имеют звуков? -Напишите буквы ь и ъ. Подчеркните те, которые
больше похожи на образец. |
Отвечают. Буква ь, буква ъ. Записывают в тетрадь буквы ь, ъ. |
Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действия. Личностные:-
умение анализировать свои действия и управлять ими. |
3.Актуализация
знаний Цель: Повторение изученного материала,
необходимого для «открытия нового знания» |
-Когда пишется
разделительный мягкий знак? На доске появляется схема: ё
е ь я ю и Игра «В две колонны становись». -Кто собирает слова с
разделительным мягким знаком.? -Кто желает собирать слова
с мягким знаком, показателем мягкости согласного? На доске: карточки
со словами: пеньки, платье, варенье, карась,
колосья, больной, прутья, лезть. |
Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, перед гласными:
е,ё,и,ю,я. К доске выходят два ученика, собирают карточки: в1 колонке – ь знак –
показатель мягкости, во второй – разделительный ь. Коллективная
проверка. |
Познавательные
УУД: ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; построение
логической цепи рассуждений; Регулятивные
УУД: овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления,коррекция. Коммуникативные
УУД: использовать
умения вести диалог, речевые коммуникативные средства. |
4. Постановка учебной проблемы. Цель: подведение
детей к формулированию темы и постановки целей урока. |
Раздаю тексты с письмом
Незнайки с ошибками на данные орфограммы. Текст письма:
Привет, друзя! Летом я
отдыхал у бабушки. Седал всю кашу, вёл сёмку природы, ухаживал за улями и покрасил коля забора. Подвожу детей к формулированию затруднения.
Почему у них сразу не получилось найти и исправить все ошибки? Каких знаний им не хватает? Помогаю детям сформулировать учебную задачу и тему урока. -Какие задачи поставим
перед собой? |
Работают с текстом письма
(текст распечатан), пытаются найти ошибки. Дети фиксируют количество
найденных ошибок и формулируют затруднение, почему у всех получились разные
ответы. (Дети не знают правила
правописания разделительного ъ знака.) Анализируют проблемную ситуацию, ищут
решение, выдвигают и проверяют гипотезу. Ученики подходят к постановке темы урока: правописание
разделительного твёрдого знака. Формулируют задачи урока
с помощью опорных слов. -Узнать, когда пишется разделительный
твёрдый знак. -Научиться различать слова с разделительными
ъ и ь. - Оценивать свои учебные
действия. |
Регулятивные: выделять
и формулировать учебную цель, -волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: -анализировать текст с
учётом задания; Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, - участвовать в диалоге,
задавать уточняющие вопросы,
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
На доске: съёмка,
съедал, объем. Давайте
исследуем, когда пишется разделительный твёрдый знак
по следующему алгоритму: 1.Прочитать слово. 2. Разобрать
по составу. 3. Определить, есть ли в слове приставка. 4. На какую букву оканчивается приставка. 5. С какой буквы начинается корень. 6. Сформулируйте правило. Когда же пишется разделительный твёрдый знак? На доске появляется схема: е ¬ ъ я ю ё |
Запись в тетрадь. Учащиеся исследуют слова, разбирают, обосновывают свои ответы, делают
выводы. Записывают слова. Выполнение
задания по алгоритму. Учающиеся самостоятельно
формулируют правило. Разделительный
Ъ знак пишется после приставок на согласный и перед
гласными е, ё, ю, я. |
Коммуникативные: уметь четко и ясно излагать
свои мысли, участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: выдвижение гипотез и их
обоснование, построение логической цепи
рассуждений. Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с
учителем,планирование. |
6.Физминутка. Цель:
снять утомление (ритмичная музыка) |
Дружно помогаем маме: Мы бельё полощем сами. 1,2,3,4 – Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились. 1,2,3,4 – топаем ногами. 1,2,3,4 – хлопаем руками. |
Выполняют движения, которые
отражены на экране в видеофизминутке. |
Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение
в досуговую деятельность. |
7.
Первичное
закрепление. Цель: установка осознанности ситуации. Возврат к проблемной
ситуации. |
1. Спишите, вставив разделительный твёрдый
знак. Под?ход, под?езд, раз?ярённый,
по?яснил, под?ём, об?учил, с?ехал. Расскажите правило. Работа в паре: продиктуй своему соседу. 1 вариант: под
елью, разъяснил, разъединить, бульон, разъярённый. 2 вариант: взъерошенный,
съедобный, почтальон, съёмка, варенье. -Давайте вернемся к нашему
исходному заданию - письму, исправим допущенные ошибки. |
Рассуждают вслух цепочкой, запись слов. Комментирование
цепочкой. Рассказывают правило. Учащиеся в паре диктуют по
очереди друг другу, записывают в тетрадь. Обмениваются тетрадями и
выполняют взаимопроверку. Взаимооценка. Учащиеся, используя новое правило, объясняют написание слов с ъ,
исправляют допущенные ошибки в тексте письма. |
Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контроль,
оценка, коррекция. Коммуникативные: уметь ясно и четко излагать свое мнение, участвовать
в диалоге, задавать уточняющие вопросы. Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, умение структурировать знания, выполнение действий по
алгоритму. Предметные: формировать
навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком; учить делать перенос
слов с разделительным твёрдым знаком. |
8 .Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. 9.Включение в систему знаний и повторение. |
Выдаю карточки: 1. «Поставь на своё место». -Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы
рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить разделительные ь и ъ, забыл. Коле надо помочь. С.. езд
ъ ь Счаст… е
ъ ь Об…явление ъ ь С…. ёмка ъ ь В…ётся ъ ь 2.
Замени одним
словом: - Дорога, круто поднимающаяся вверх? - Сообщить о чём-то? -Приблизиться к чему- то на машине? -Таким бывает воробей после драки? -Вход в здание. -Фигура плоская, а тело …. Выполняем : упр.270 на стр.137 , упр.272. |
Самостоятельно выполняют
задания по вариантам в тетрадях. Подъем Объявить Подъехать Взъерошенный Подъезд Объемное. После выполнения берут карточку - самопроверку и проверяют
выполнение своих заданий. Оценивают каждое задание. Учащиеся выполняют упражнения по применению нового знания, повторение
изученного ранее материала. |
Регулятивные: овладение способностью
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления, контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня
усвоения. Личностные: -самоопределение Познавательные: -выполнение
действий по алгоритму, использование знаково-символических средств. Познавательные: преобразование модели в
соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, анализ, сравнение,
обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму. |
10.Итог урока. Словесные приемы самооценки. |
-Какие задачи поставили
перед собой в начале урока?
-Как вы думаете, достигли их? -Где можно применить новые
знания? |
Самооценка. Высказывают свое мнение о результативности работы на
уроке. Анализируют итоги работы на
уроке, высказывают своё мнение. Дают оценку работе класса в
целом, эмоциональную оценку урока. |
Личностные результаты: Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Регулятивные: выделение и осознание обучающимися
того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня усвоения; |
12. Рефлексия. Цель:
формировать способность самооценки,
оценивать результат учебной деятельности. |
I. Задание
на самоанализ. Закончите предложения: 1 Мне важно
знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) и с
разделительным мягким знаком (Ь),
потому что…… 2. Чтобы
написать слова без ошибок, нужно …………. II. Задание
на самооценку. Закончите предложения: Я
доволен(льна) ………………..(очень,
не очень) как помог(ла) исправить ошибки Незнайки. Выполнял(а)
задания ……(сам(а), с помощью одноклассника, учителя). |
Самоанализ. Дети заканчивают предложения
в заданиях. Самооценка учениками собственной учебной
деятельности. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:
умение адекватно воспринимать оценки; осознание качества и уровня освоения и
владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль. Личностные: оценивать
собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности,
инициативности, причины неудач. |
11. Домашнее задание. Цель:
обеспечение понимания обучающимися
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Стр. 134, 136 правила
выучить. упр.274 стр.136. |
Записывают в дневник. |
Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала
и поставленной учебной целью. |
Текст письма:
Привет, друзя!
Летом я
отдыхал у бабушки. Седал всю кашу, вёл сёмку природы, ухаживал за улями и покрасил коля забора.
Алгоритм исследования:
1.Прочитаем
слово.
2.
Разобрать по составу.
3.
Определить, есть ли в слове приставка.
4. На какую
букву оканчивается приставка.
5. С какой
буквы начинается корень.
6. Сформулируйте правило.
Задания на карточках для самостоятельной работы:
( самопроверка по эталону)
1. «Поставь
на своё место».
С.. езд
ъ ь
Счаст… е ъ ь
Об…явление ъ ь
С…. ёмка ъ ь
В…ётся ъ ь
2.«Замени одним
словом»
- Дорога, круто поднимающаяся вверх.
- Сообщить о чём-то.
-Приблизиться к чему- то на машине.
-Таким бывает воробей после драки.
-Вход в здание.
-Фигура плоская, а тело ….
Задания на самоанализ:
Закончите предложения:
1 Мне важно
знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) и с
разделительным мягким знаком (Ь), потому
что……
2. Чтобы написать слова без ошибок,
нужно ………….
Задание
на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как помог(ла) исправить ошибки
Незнайки.
Выполнял(а) задания ……(сам(а), с помощью одноклассника,
с помощью учителя).
Комментариев нет:
Отправить комментарий