Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Емвы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа
будущего первоклассника»
Составитель:
учитель
начальных классов Мингалева С.В.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 |
Наименование
программы |
Школа
будущего первоклассника «Школа будущего первоклассника» |
2 |
Основание для
разработки программы |
Программа
является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 |
Разработчики
программы |
Мингалева
С.В. |
4 |
Основная цель
программы |
Создание условий для формирования готовности к обучению будущих
первоклассников в начальной школе,
развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств
личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника,
достижения в учебе и положительное отношение к школе |
5 |
Задачи программы |
·
организация
процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; ·
укрепление
и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания
учиться; ·
формирование
социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации к школе. |
6 |
Условия
достижения цели и задач программы |
Организация
обучения дошкольников будущим учителем первого класса |
7 |
Основные
направления программы |
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников; 2. Снятие психологического стресса перед школой; 3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение
договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других; 4. Развитие речи и мелкой моторики руки. 5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к
обучению грамоте. 6. Развитие элементарных математических представлении. |
8 |
Сроки реализации |
Февраль-
апрель 2020г. |
9 |
Пользователи
основных мероприятий программы |
Дети
6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
10 |
Ожидаемые
результаты |
·
обеспечение
единых стартовых возможностей будущих первоклассников, ·
развитие
личности ребенка старшего дошкольного возраста, ·
формирование
его готовности к систематическому обучению |
11 |
Исполнители
мероприятий |
Администрация,
педагогический состав, будущие первоклассники, родители |
12 |
Управление
программой |
Управлением
реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Контроль за
исполнением программы осуществляется администрацией школы |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации первоклассников к
школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу,
попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются.
Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и
действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной
активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с
трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии
различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все
первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со
стороны взрослых.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
1. Прежде
всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно
незнакомо для них.
2.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.
3. Кроме
того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с
одноклассниками.
Конечно, и учитель, и родители
заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в
школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место
ощущению эмоционального комфорта.
Программа «Школа будущего первоклассника»
представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по
подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы
разработана система развивающих занятий.
Система учебных занятий по подготовке к
школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: «Введение в школьную
жизнь», «Занимательная математика», «Основы грамоты» и ориентирована на
различный возрастной состав дошкольников:
Обучение направленно на общее развитие
детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться
мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем,
одноклассниками)
Основные
формы развивающей работы: психологические уроки
(т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет
горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания,
выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача
обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к
получившемуся и непонятному).
Особенностью данного курса является то,
что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего
они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются
индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и
упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на
развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы
руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программа «Школа
будущего первоклассника»' предназначена для развития и обучения детей седьмого
года жизни в условиях подготовительной группы (класса) образовательного
учреждения . Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее
психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и
качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Проблема
адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы
образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям
сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их
родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится
взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа
ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей,
воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного
отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического
здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к
сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в
“жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых
детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые
правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно
сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной
ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети
вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место
положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо
стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и
способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению
положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым
учителем.
Проект
ориентирован на удовлетворение:
- Потребностью школы в адаптации
к школе будущих первоклассников
- Потребностью детей
сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать
новый статус школьника
- Методы:
- Стимулирование и мотивация
- Коррекция и самокоррекция
- Социальные пробы и ситуации
- Убеждение и самоубеждение.
Цель
программы:
Программа «Школа
будущего первоклассника» предназначена для подготовки к школе детей,
которые посещают (не посещают)
дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной
комплексной программы:
• социальная
цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,
• педагогическая
цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование
его готовности к систематическому обучению.
Задачи
программы:
·
организация
процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
·
укрепление и
развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания
учиться;
·
формирование
социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной
адаптации к школе.
Основные
направления программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
2. Снятие психологического стресса перед школой.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться,
обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к
обучению грамоте.
6. Развитие
элементарных математических представлении.
Принципы
программы:
Программа
обучения и развития детей седьмого года жизни "Школа будущего
первоклассника" построена на основе следующих принципов:
·
реальный
учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для
ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
·
личностная
ориентированность процесса обучения и воспитания;
·
учет
потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для
этого периода развития;
·
сохранение
и развитие индивидуальности каждого ребенка;
·
обеспечение
необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка,
основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
·
обеспечение
поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к
принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом
классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
·
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и
деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры
(искусство, литература, история и др.).
Порядок
организации работы школы
будущих первоклассников «Школа
будущего первоклассника»:
- группы формируются из детей 6,6
лет;
- продолжительность обучения
составляет 10 занятий (февраль – апрель)
- наполняемость групп 20 человек;
- режим занятий: 1 раз в
неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут
Содержание
программы предусматривает
комплекс занятий, включающих следующие блоки:
Курс «Развитие речи»
Цель:
- Помочь
будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего
школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества.
Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать
и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство
ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами
поведения вне урока.
- Обучать
общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на
конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.
- Выявить
стартовые возможности ребенка.
- В
области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может
читать, писать, считать);
- В
области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение
внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого,
самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему
условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного
мышления, служащего основой для последующего полноценного развития
логического мышления, овладения учебным материалом.
- В
области структурных компонентов развития личности – уровень
сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность,
сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки,
на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к
школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень
мотивации.
·
развитие творческих
и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.
- Развитие (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по
нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и
различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей,
ножницы, цветная бумага).
- Развитие
коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных
(социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие
способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для
выявления творческих способностей каждого ребенка.
- Создание
условий для выявления творческих способностей ребенка: внимание, фантазию,
воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого
ребенка.
Курс
«Занимательная математика»
Цель:
·
Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических
способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения,
выносить суждения.
·
Развитие речи и коммуникативных навыков.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют
по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают
подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета,
определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон,
ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать
предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению
математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых
умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений,
составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика –
подготовка к оперированию знаками.
Курс «Основы грамоты»
Цель:
·
Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного
запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного
звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но
интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и
фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
·
Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в
последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую
моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
Большая роль на занятиях этого курса
отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки
словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости
слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются
развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и
потенциального словаря ребенка.
Основная
форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков –
урок-путешествие, урок-игра.
План занятий:
1.
«Развитие речи» - 10 часов
Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
1 |
Выявление
подготовленности детей по математике: счёт в пределах десяти (прямой и
обратный); соотнесение цифры и числа предметов. Цифра 0. |
В
и Выражать в речи признаки сходства и
различия отдельных предметов и
совокупностей; Порядковый
и ритмический счет. |
2 |
Число 1. Образование числа1.Сравнение предметов по
цвету, форме, размеру. |
Соотношение предметов по разным признакам.
Знать названия геом. фигур и уметь их
отличать |
3 |
Числа
1,2. Образование числа2. Ориентировка
на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). |
Пространственное
ориентирование по клеткам |
4 |
Числа
1,2,3. Образование числа 3. Понятие
«столько же», «сколько». |
Счёт и
сравнение предметов. |
5 |
Числа 1,2,3,4. Образование числа 4. Понятие «больше», «меньше». Сравнение
количества предметов на наглядной основе. Ср |
Счёт и сравнение предметов. Соотношение количества предметов между двумя группами. Рисование по
клеточкам. |
6 |
Сра Числа 1- 5. Образование числа 5. Составление фигур из частей и
деление фигур на части Ори |
Соотношение
количества предметов между двумя
группами. Конструирование фигур по заданному образцу |
7 |
Числа
1- 6. Образование числа 6. Ориентировка
на листе бумаги (перед, за, между, рядом) |
Ориентирование на листе бумаги. |
8 |
Числа
1-7. Образование числа 7. Установление
равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). |
Сравнение предметов в группах разного количества |
9 |
Числа
1-8. Образование числа 8. Счёт
и сравнение предметов. |
Закрепление пространственных представлений. |
10 |
Числа
1-9. Образование числа 9. Понятие «однозначное число». |
Ориентирование на листе бумаги. Обобщение всего изученного материала. |
Тематический
план занятий курса «Основы грамоты»
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
1 |
Знакомство
с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки |
Развитие правильного дыхания при разговорной речи,
знакомство с линовкой |
2 |
Письмо
коротких линий с закруглением внизу и вверху. Игры со звуками. |
Развитие фонематического слуха и зоркости. |
3 |
Письмо
прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о
мифологических персонажах. Домовой. |
Знакомство с русским фольклором. Знакомство с правилами штриховки |
4 |
Письмо элементов букв вида: с, с- обратное.
Штриховка. |
Продолжаем знакомиться с правилами штриховки. |
5 |
Письмо элементов волнистая линия большая, маленькая.
Штриховка. |
Видим строку, наклон. Штриховка волнистыми линиями. |
6 |
Письмо элементов: Сс письменные. Раскрашивание картинок. |
Обогащение словарного запаса. Учимся раскрашивать
разными цветами, не выходя за границы рисунка. |
7 |
Письмо элементов букв: а, о, у, и. Загадки. |
Развитие логического мышления. Отработка навыков
письма. |
8 |
Речь
(устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование |
Уточнение,
обогащение и активизация словаря детей. |
9 |
Письмо элементов букв: в, у. Обведение по контуру.
Раскрашивание. |
Закрепление умения правильно писать элементы букв.
Закрепление правил раскрашивания по контуру. |
10 |
Закрепление пройденного. |
Обобщение знаний, полученных за время курса. |
Тематический план занятий «Развитие речи»
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
1. |
Знакомство. Коллективная работа «Панно из наших ладошек» |
Умение работать в группе. Создание условий для предварительного
осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать
школьное правило “Приветствие учителя” Познакомить с правилом “Готов к
уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой. Помочь
детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения,
познакомить с правилом “ Поднятая рука”. |
2. |
Моя семья. Вырезывание фигурок человечков. |
Составление рассказа о своей семье. Деление речи на
смысловые части (предложения). Умение складывать лист бумаги и вырезывание по
шаблону. |
3. |
Мой город. Конструирование
«Домик у дороги» |
Составление рассказа о своём городе (посёлке). Слова
– названия предметов. Определение количества слов в предложении. Подбор слов
с одинаковыми звуками. Аппликация из геометрических фигур |
4. |
Моя любимая игрушка. Рисование медвежонка на поляне |
Составление рассказа о любимой игрушке. Развитие
связной речи. Подбор слов с одинаковыми звуками. Развитие творческой
инициативы |
5. |
Моя любимая сказка. Раскрашивание сказочных героев. |
Определение места звука в слове, слова с данным
звуком в предложении. Отработка навыка раскрашивания разными цветами. |
6. |
Чтение и рассказывание сказки «Репка». Беседа о
пользе овощей. Штриховка «Овощи». |
Определение количества звуков и букв в слове. Развитие у
детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Закреплять
правила штриховки. |
7. |
Чтение и рассказывание сказки «Колобок».
Раскрашивание героев сказки. |
Нахождение и определение гласных звуков. Умение
раскрашивать, не выходя за контур. |
8. |
Времена года. Составление рассказа о весне. «Радуга над полянкой», «бабочка» |
Составление предложений из 3-4 слов. Определение
гласных звуков. Закрепление умения составлять простые предложения. Беседа о
пользе прогулок на свежем воздухе. Использование красок, технику складывания
листа пополам |
9. |
Дикие животные. Аппликация « Павлин» |
Составление рассказов о диких животных. Работа с
предложением из 3-4 и более слов.
Определение количества звуков в слове. Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять
творчество в оформлении. |
10. |
Домашние животные. Обведение и
штриховка по шаблону. |
Составление рассказов о домашних животных.
Определение количества звуков в слове, количества слов в предложении. |
Ожидаемые
результаты:
·
обеспечение
единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
·
развитие
личности ребенка старшего дошкольного возраста,
·
формирование
его готовности к систематическому обучению
Литература:
1.
Амонашвили
Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
2.
Архипенко
Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа,
1992, № 4 - с.4-6
3.
Бабкина
Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная
школа, 1998г., № 4 - с.11-19
4.
Бурс
Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
5.
Васильева
– Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
6.
Волина
В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
7.
Гаврина
С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе
(популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
8.
Гаврина
С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки
- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для
родителей и педагогов) - Ярославль:
Академия развития, 2000 – 187с.
9.
Гин
С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов)
– М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
10.
Дошкольная подготовка. Начальная школа.
Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
11.
Дубровина
Н.В., Акимова и др. Рабочая книга
школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
12. Поливанова К. Н., Цукерман Г.А,
“Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г
Комментариев нет:
Отправить комментарий