пятница, 29 марта 2024 г.

 


   Методическая разработка урока по  ОРКСЭ .

        

                  Данная методическая разработка (первого урока по теме «Добро и зло», тип урока: открытие «новых» знаний)  входит в модуль «Основы светской этики" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, конспект и технологическая карта урока, два видеоролика.  Цель этого урока – формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло». В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла? В материалах урока используется национально-региональный компонент, способствующий расширению кругозора учащихся о национальной культуре и других особенностях своего региона – Республики Коми. В ходе урока предложены задания, которые позволят детям получить практические навыки.  Урок составлен с учетом требований ФГОС и  возрастных особенностей учащихся 4 класса.

Класс:  4
Тип урока:
Открытия «новых» знаний.

Тема

Добро и зло

Цель

Сформировать представления о добре и зле

Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий  добро и зло.

Задачи

Образовательные:

- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему

морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.

 Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру,

чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

УУД

· Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

· Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу. 

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

· Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

· Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Планируемые результаты

Предметные: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные:  Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.

Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

Коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного  отношения друг к другу и окружающим.

Технологии, методы

 Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы деятельности

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Средства обучения

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2014

Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных организаций. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015

Толковый словарь С.И. Ожегова

Раздаточный материал

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организацион

ный.

 

-Добрый день, дорогие друзья!  Когда я произношу эти слова, то искренне желаю тем,  с кем встречаюсь, добра, мира и радости. И мое сердце открывается для искренних и добрых людей.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением.

 Дети парами берутся за руки, здороваются.

 

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2

Актуализация знаний, тема урока.  

 

 

- Посмотрите, пожалуйста, на  экран. Давайте прочитаем высказывания знаменитых людей, писателей. (СЛАЙД №2)

- Что объединяет все эти высказывания?  О чем они?

-О чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока.

 

-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добро.

 

- Сегодня мы будем говорить о доброте.

- На партах у вас лежат листья, возьмите их в руки, прижмите ладошками и  каждый подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашем сердце и за какие качества вы себя любите и уважаете.

- Подумали? Отложите пока листья, они нам  нужны будут в конце урока.

 

Читают цитаты известных  писателей

о добре и зле.

Высказывают свое мнение, обосновывают свои ответы.

 

 

 

 

 

О добре, о доброте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся выполняют действия с листьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные :

- слушать и понимать других

- формулирование своего собственного мнения

- развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Познавательные:

- формирование умений найти, выделить новую информацию в тексте

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

3

3.Постановка проблемы,  целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичная проверка понимания

Просмотр видеоролика

 

 

 

6. Первичное закрепление

Групповая форма  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Контроль усвоения 

(Прием составления сводной таблицы)

 

 

 

 

 

 

  8.Домашнее задание.                           

 

 

 

 

 

 

 

9.Рефлексия деятельности.

 

 

- Если заглянуть в книгу мудрости, а точнее в толковые словари С.И. Ожегова и В. И. Даля , то мы точно можем узнать значение слова « доброта». (СЛАЙД №3 )

 - Читаем.

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

                                                                ( С.И.Ожегов)

«Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру,  как качество человека».

                                                                    ( В.И.Даль)

-Вы согласны с этими высказываниями?

-Это качество каждого человека? Каждый ли человек стремится делать добро другим людям?

-Хотелось бы вам сегодня на уроке найти ответы на эти вопросы?

- Где мы можем найти определение этому слову?

Так что же такое добро?

-Найдите определение этому понятию в учебнике на с.39.

-Запишите определение в тетрадь.

-Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

 

-Рядом с добром всегда шагает его противоположность.

-Что это за противоположность?

 -С давних времен люди стремились к добру и ненавидели  зло.

- Скажите, ребята, где мы с вами живем? 

-Мы живем на коми земле. Издавна на коми земле  проживал трудолюбивый, скромный, добродушный, смелый , честный народ.

- В коми селениях дома на замки не закрывались, потому что люди друг другу доверяли. Просто ставили поперек двери палку или метелку.  (СЛАЙД №5)  

Все знали, что хозяев дома нет. Никому в то время и в голову не приходило зайти в чужой дом, тем более украсть что – то…

- Это говорило об их добропорядочности, честности, доверии друг к другу.

-Наша Родина многонациональна, у каждого народа, в том числе и у коми есть много пословиц о доброте. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. Но прежде нам надо восстановить эти пословицы. (СЛАЙД  №6)

 

 

-Сейчас я даю каждой группе по одной пословице.

 Посоветуйтесь, подумайте в группах и объясните значение этих пословиц.

- А сейчас немного отдохнем. Будьте внимательны. Я буду просить вас выполнять движения, но их вы будете выполнять только в том случае, если я назову вежливое слово.

·          Встаньте!

·         Встаньте, пожалуйста!

·         Поднимите руки!

·         Будьте добры, похлопайте в ладоши!

·         Потопайте!

·         Попрыгайте, пожалуйста!

·         Будьте любезны, покружитесь!

·         Будьте добры, улыбнитесь соседу!

·         Спасибо, садитесь.

 

- Сейчас мы, ребята, посмотрим видеоролик, который называется

« Все в твоих руках». Внимательно посмотрите и подумайте, почему он так называется.

  -На какой вопрос отвечает мультфильм?

 -Чему учит?

 

 

- Обсуждать добрые дела в поведении  других людей легко. А как бы вы сами поступили в некоторых ситуациях?

- Сейчас я раздам листочки с разными ситуациями.

 -Вы в группах внимательно их прочитайте, найдите ошибки в поступках детей, подумайте, в чем дети неправы. Разыграйте предложенную ситуацию.                                                                (Каждая группа  выходит к доске и инсценирует, разыгрывает предложенную ситуацию)

-Ребята, а были ли  у вас в жизни такие ситуации? -Как вы поступили?

-А сейчас вы бы так же поступили?

-Почему? Что изменилось?

 

 

 

 

 

 

-  Какие выводы вы можете вынести из нашего урока?

Давайте сделаем словесный портрет доброго человека. Попробуйте закончить фразы,  написанные на слайде.

- Заполните последний столбик таблицы. Удалось ли вам ответить на все вопросы,  которые мы задали вначале  урока?

 

 

 

 

Предлагает дифференцированное задание

- Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Создание альбома: «Ими гордится Россия».

Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».

 

 

-Итак, подходит к концу наш урок. Пусть тот опыт, который вы получили сегодня, поможет вам быть в жизни добрее, терпимее друг к другу.

-Теперь возьмите и напишите на листьях те добрые и вежливые слова, которые хотелось бы вам сказать своим близким: родителям, друзьям, одноклассникам, своему учителю. Можно даже пожелания.

- Сегодня у нас произошло чудо – выросло дерево доброты. 

Прикрепите свои листья с добрыми словами на наше дерево доброты. И пусть от него будет исходить теплота ваших добрых сердец. И всем вам от этого будет теплее и радостнее на душе.

 - Завершим урок песней « Дорогою добра». (Видеоролик №2)

 

 

 

 

Дети рассуждают,  высказывают свое мнение, аргументируют свои ответы.

 

 

 

 

 Учащиеся читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свое мнение.

 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

 

Выражают согласие, рассуждают.

 

Отвечают (В учебнике, презентации.)

Ученики читают определение.

 

 

Записывают.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения, аргументируют.

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети восстанавливают пословицы.

 Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
 Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово и железные ворота открывает.

 Худо тому, кто добра не делает никому.

 

Учащиеся в группах обсуждают,  а затем объясняют значение пословиц. Приводят свои примеры из жизни, своего опыта.

 

Дети внимательно слушают и выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение просмотренного видеоролика, почему он так назван.

 

Дети приходят к выводу, что все поступки (хорошие и плохие), которые  совершает человек, зависят только от него самого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение ситуаций в группах, распределение ролей между участниками инсцинировки, разыгрывание  ситуаций.

      

 

Дети отвечают на вопросы, приводят свои примеры, делятся своим жизненным опытом, высказывают свое мнение: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.

 

 

 

 

 

 

Высказываются, делают выводы.

Рисуют словесный портрет доброго человека: это честный человек, всегда  придет на помощь в трудную минуту, не совершает плохих поступков, у него много друзей, это отзывчивый, душевный человек.

 

Заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают свои пожелания с добрыми словами,  прикрепляют листья на изображение дерева.

Познавательные :

- формирование умений найти, выделить новую информацию в тексте,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные :

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-извлекать информацию из текста,

- работать с информацией, представленной в разных формах, использовать различные источники для поиска информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- слушать и понимать других

- формулирование своего собственного мнения

- развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кратковременный отдых на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- работать с информацией, представленной в разных формах, использовать различные источники для поиска информации.

Коммуникативные:

- слушать и понимать других

- формулирование своего собственного мнения

- развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Личностные:-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального  выбора;

-воспитание доброты и милосердия, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим.

 

Регулятивные:

- развитие самооценки учащихся;

- способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей;

-развитие способности принимать и сохранять учебную задачу;

- умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

 

 

 

 

Коммуникативные:

- слушать и понимать других

- формулирование своего собственного мнения

- развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

 

 

Личностные:

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального  выбора;

-воспитание доброты и милосердия, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий